Главная \ НОВОСТИ \ В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДАРНОГО ГЕРОЯ

В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДАРНОГО ГЕРОЯ

« Назад

В ПОИСКАХ ЛЕГЕНДАРНОГО ГЕРОЯ 27.07.2016 14:52

Исторические события, разные периоды и моменты истории превращаясь в художественные произведения, остаются в фольклорной памяти народа, и они передаются из века в век, из поколения в поколение. Благодаря произведениям устного народного творчества, народ сохраняет свои традиции, обычаи, веру, духовность, свое имя, свой вчерашний день. Они хранятся в народной памяти, являются зеркальным отражением жизнестойкости, древности, возвышенности и героизма народа. 

В фольклорных произведениях отражены мировоззрение, философия, история, медицина, естественные «науки» наших древних предков. Одним из величайших памятников, ценнейших произведений лезгинского фольклора, отличающихся в истории художественного мышления народа, является эпос «Шарвили», который хранит в своей памяти многие исторические события, свидетельствует о реальных событиях истории, имеет особое значение для изучения наших традиций и быта, исследования нашей героической истории. Данный памятник является живой энциклопедией, содержащей историческую информацию о наших предках.

«Шарвили» героический эпос и его разделы освещают историю нашего народа. Различные оттенки жизненной философии, данные в эпосе, в тесном единстве открывают нескончаемый мир перед читателем.

Уже много лет изучается и исследуется учеными лезгинское устное народное творчество. Особенно большое внимание они выделяют к эпическому наследию народа. Эпос «Шарвили» был привлечен к исследованию и объективно оценен выдающимися кавказоведами, фольклористами и литературоведами. В исследование его особенно большой вклад внесли А. Гаджиев, А. Агаев, Ф. Вагабова, А. Назаревич и другие. 

Собиранием вариантов лезгинского эпоса и серьезным научным исследованием его занималась также научная сотрудница Дагестанского центра РАН, кандидат филологических наук Айбике Ганиева (1938-2012). Она сыграла особую роль в лезгинской фольклористике. У нее есть исследования обо всех жанрах и видах лезгинского фольклора: о пословицах, поговорках, песнях, сказках, эпосе и др. Ученый внес значительный вклад и в исследование эпоса «Шарвили».

В книгу, собранную и изданную ею в 1970 году, «Песни лезгинского народа» вошли некоторые лирические песни и плачи о Шарвили. В 1980 году она издала книгу «Лезгинские народные сказки», в котором опубликовала также сказки и предания о Шарвили. В дальнейшем ее издана монографий «В поисках легендарного героя» (1986) и «Очерки устно-поэтического творчества лезгин» (2004), где очень подробно изложила суть эпоса «Шарвили» и его связи с другими образцами лезгинского фольклора. Кроме этих книг АйбикеМамедовна является автором еще многих научных публикации об эпосе «Шарвили». Она анализировала каждую песнь, каждую притчу, сказку, каждое произведение о Шарвили, знакомила читателя со старинными обычаями, обрядами, верованиями лезгинского народа отраженные в эпосе «Шарвили». Обладая широкой эрудицией, что дало ей возможность раскрыть художественно-эстетические особенности лезгинского фольклора, она могла выявить следы исторических событий в них, а также плодотворно работать в такой актуальной области, как исследование фольклорных взаимосвязей.

В своих исследованиях А. Ганиева фольклорные произведения о Шарвили делит на следующие группы: 

1) богатырские сказки о Шарвили;
2) предания и легенды о Шарвили;
3) песни и плачи о Шарвили.

Каждую группу произведений о Шарвили ученый анализирует подробно и тщательно. Например, характеризуя первую группу, она отмечает, что“в богатырских сказках Шарвили изображается, подобно любому герою народного эпоса, человеком богатырского подвига. Он выделяется силой, выдержкой, храбростью, красотой. Как и в эпосе, в сказках изображаются главным образом подвиги богатыря – героические и возвышенные. Особенно это характерно для героя – защитника родины. Народ гиперболизирует его достоинство: он превосходит всех силой и мужеством, его никогда не могут одолеть враги».

Героические мотивы являются традиционными в лезгинском фольклоре и литературе. В произведениях Кюре Мелика, ЭминаЯлцугского, Саида Кочхюрского, Лезги Ахмеда, Магомеда Ярагского и других поэтов изображение героизма и любви к родине занимает значительное место. В литературных произведениях героизм изображался как борьба одиночек, и не всегда связывался с конкретными историческими условиями. Зачастую изображение борьбы за общенародное дело было выражением высокой мечты самого поэта. Эпос «Шарвили» еще более усилила героические и патриотические мотивы в лезгинской словесности. Благодаря произведениям о Шарвили, родилось новое понимание подвига: героизм должен служить не личным интересам, а благу всего народа. Героический и воинственный дух, пронизывающий эпос, был продиктован самой эпохой. Патриотизм и героика его направлено на служение Родине и народу. Все эти особенности эпоса «Шарвили» А. Ганиева отметила особо.

О второй группе фольклорных произведений о Шарвили, ученый пишет: «В отличие от древней богатырской сказки в преданиях и легендах о Шарвили различные приметы исторической действительности выступают на первый план. В преданиях и легендах события связаны с именами героев, по-видимому, имеющих реальных прототипов; на смену фантастическим чудовищам, с которыми боролся сказочный герой, пришел конкретный исторический враг». 

А Ганиева констатирует и тот факт, что героический эпос «Шарвили», является художественным отражением определенного периода истории лезгинского народа и возникновение его обозначает осознание этноса себя в качестве особого, отличного от других народа. Процесс формирования эпоса протекает одновременно с процессом этногенеза и, в той или иной форме, отражает его особенности. Героический эпос лезгинского народа, в силу различных общественно-политических причин прошедшего исторический путь, полный героизма и борьбы, примечателен также самобытными национальными чертами. 

Третью группу произведений о Шарвили А. Ганиева так характеризует: «К самой поздней группе произведений о Шарвили следует отнести лиро-эпические песни, в которых воспеваются подвиги этого богатыря, и песни чисто лирического характера, связанные с его именем. В этих песнях нередко отражались и реальные события, но, как правило, локального, бытового, а не широкого исторического характера. Песни о Шарвили весьма точно воспроизводят реальные исторические события с сохранением лирически-субъективной оценки этих событий в форме похвалы или порицания».

В героических песнях лезгинского народа отражена борьба народа за свободу и независимость. В них с большой любовью воспевались доблесть и бесстрашие героев, их самоотверженность и бескорыстие. Восторгаясь непобедимыми богатырями, народ распевал эти песни, варьировал, перерабатывал, шлифовал их, превращая в поэтические сказания. Те из этих песен, которые были связаны с именем Шарвили, сыграли значительную роль в создании одноименного эпоса, имеющего огромное художественно историческое значение.

Анализируя, в общем, все фольклорные жанры о Шарвили, исследовательница приходит к выводам: «Фольклор о Шарвили отразил не единичные события истории, а ее обобщенное понимание народом. Он выразил вековые идеалы народа. Произведения о богатыре Шарвили по идее и замыслу выражают стремления народа, относящиеся не к одному столетию, а к эпохам, длившимся несколько столетий».

Эпос «Шарвили» – героическая эпопея. В нем отразились глубокий патриотический дух, любовь к Родине и ненависть к завоевателям. Лейтмотивом произведения является описание героизма главного героя в борьбе с иноземными завоевателями. Создатели эпоса воплотили в образе Шарвили мощь народа, мечты о справедливости, воспев его как героя богатыря и народного защитника.

Свое исследование об этом эпосе А. Ганиева завершает так: «Идейно-эстетическая и нравственная ценность лучших произведений о Шарвили не потеряна для современности, и до сих пор наблюдается интерес к ним как к наследию народной художественной культуры. Произведения о Шарвили и сегодня восхищают высоким полетом фантазии, своеобразным легендарным историзмом, патриотически-воспитательным и этически поучительным идейным содержанием».

В деле собирания и исследования эпоса «Шарвили» заслуги А. Ганиевой велики. Как фольклорные произведения о Шарвили, также научные труды об эпосе «Шарвили» этой выдающейся исследовательницы не потеряли свои значения и ценность для современности, и они остаются до сих пор образцами высоких научных достижении в дагестанской фольклористике. 

Азиз Мирзабеков,
кандидат филологических наук