Главная \ НОВОСТИ \ Как живётся высокогорной сельской школе?

Как живётся высокогорной сельской школе?

« Назад

Как живётся высокогорной сельской школе? 09.11.2015 05:19

Трудно переоценить значение сельской школы в обществе, поскольку около 70 % от общего числа школ РФ - сельские, из которых более половины – малочисленные. Бесспорно, от материально-технического состояния, уровня учебно-воспитательной работы школ зависит уровень культуры и образованности детей, ориентация сельской молодёжи, в целом перспективы развития села. В свою очередь, сельская школа не может развиваться в отрыве от социально-культурной сферы и сельскохозяйственного производства. В этом плане особенно горько видеть положение школ в высокогорных селениях Дагестана, которые в переходный период рыночной экономики оказались  в очень трудных социально-экономических  условиях.

IMG_0229Недавно у нас состоялся разговор с директором школы с. Фий Мезагиром Курбановым. Надо сказать, школа в этом животноводческом селении, расположенном на правой стороне реки Ахты-чай, на высоте 2000 метров над уровнем моря в живописном каньоне в 35 километрах от  райцентра Ахты,  открылась здесь в частном доме ещё в 1920-году. Первым учителем был Гамзаев Мирзе из с. Ахты. В 1936 и 1967-годах средствами колхоза имени Ф.Энгельса было построено приспособленное для школы здание из 8 классных помещений, в которых сейчас учатся всего 45 детей. Было время, когда учились 250 детей. Количество учителей – 19.   Исконное занятие фийцев (по прописке их здесь около 1700, а  фактически проживают около 250 человек) – отгонное животноводство. В последние годы в поисках стабильного заработка и хорошей жизни всё больше молодёжи покидают родные очаги.

IMG_0210Как отметил директор средней общеобразовательной школы (СОШ) селения Фий Ахтынского района Мезагир Курбанов  (работает на этой должности с 2014-года), как в селе, так и в школе нерешенных проблем много. В частности, нет учителей по химии (5 часов в неделю), географии (6 часов), английского языка (18 часов). На 5-6 часов недельной нагрузки кто из райцентра согласится здесь работать, если молодые семьи из-за социальных условий переселяются в города (зимой горные дороги закрываются, всё приходится на себе таскать в село через реку Фий-чай по крутому склону,  постоянные перебои с электричеством, связи нет, печи топят, как по старинке, кизяками…). Из-за малочисленности детей мы вынуждены объединить 1 и 3; 2 и 4 классы и проводить учебные занятия в разновозрастных группах. Горские дети из чабанских семей, слабо владеющие русским языком, трудно осваивают новые программы госстандартов, которые и в Москве, и в нашем селении одинаковые. Конечно, в таких условиях трудно удаётся  им  и сдача ЕГЭ. Так, прошлом учебном году из 7 выпускников 3 не смогли сдать ЕГЭ и получить аттестаты об окончании школы. В текущем учебном году одиннадцатиклассников вообще нет, а в первом классе - всего один ребёнок.

IMG_0218- А к учебному году, к отопительному сезону ваша школа готова, детям не холодно в классах?

- Благодаря главе района Осману Абдулкеримову, который постоянно поднимает социально-экономические вопросы высокогорных сёл и по мере возможности старается нам помочь, к 2015-2016-му учебному году, можно сказать, мы готовы. Из районного бюджета на ремонт школы своевременно были выделены необходимые 108 тыс. рублей. На эти деньги в двух классах  поменяли полы, установили пластиковые окна, починили перегородку, произвели побелку и покраску помещений. Перечислены деньги и на закупку дров. Своих детей мы никогда не оставляем в холоде. В высокогорных условиях в любой непогожий день мы готовы топить в классах печи. Для этого всегда имеется запас дров и кизяков.

IMG_0236Состояние школы с. Фий – это типичный пример состояния сельских малочисленных школ района, да и всего Дагестана. Без комплексного подхода к социально-экономической проблеме горных сёл,   вопрос сельских школ, то есть воспитание и обучение сельских детей, подготовки сельской молодёжи к жизни, не решить. А программа «социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан на 2014-2018 годы», предусмотренная для этого, до Ахтынского района, к сожалению, пока не доходила в  части ее финансового обеспечения.

Говорят, новое – это хорошо забытое старое. Как мы помним, в трудные годы Советской власти в Ахтах успешно функционировала школа-интернат, где в более сносных условиях жили и обучались дети не только   из сёл Ахтынского, но и из районов Южного Дагестана. В сложившихся ныне условиях, может быть, опять стоит переходить к такой форме обучения, чтобы дети из высокогорных сёл могли освоить программу единых госстандартов и успешно сдать ЕГЭ.